Пять треков, лекторий, проекты и культурная программа
24-28 апреля на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова пройдет V Международная историческая школа, участие в которой примут 100 иностранных и 50 российских студентов. Проректор по информационной политике, международному и межрегиональному сотрудничеству САФУ Константин Зайков рассказал об этом масштабном мероприятии. Спойлер: участников школы ждут не только лекции, но «погружение в исторический контекст», а также конкурс проектов.
— САФУ принимает эстафету по проведению Международной исторической школы от Екатеринбурга. Какова цель этого масштабного мероприятия?
— Мы очень рады, что Северный (Арктический) федеральный университет стал площадкой для организации V Международной исторической школы (МИШ). Это многолетний проект, который реализуется Российским историческим обществом при поддержке Фонда «История Отечества». Также организаторами этого мероприятия выступают Министерство науки и высшего образования и Общественная палата Российской Федерации.
Мы понимаем, что вопросы исторической правды особенно обостряются в переходные периоды в любом государстве. Актуален этот вопрос и в нашей стране уже несколько десятилетий, что связанно с распадом СССР и обновлением России. Страна находилась в поиске и, к сожалению, этот поиск приводил и к деструктивным идеям. Одновременно шли попытки ревизии исторического прошлого нашей страны, в том числе наносящие ущерб идентичности самих россиян и образу страны за рубежом. Мы понимаем, что образы прошлого формируют представление и восприятие страны в настоящем. Поэтому цель Международной исторической школы — дать иностранным и российским студентам, которые интересуются и профессионально занимаются историей, комплексный и качественный исторический нарратив о прошлом нашей страны, о том, что есть и как развивалась Россия.
Это «кочующая» школа, она ежегодно проходит в одном из регионов РФ. И это очень правильно, потому что такой подход дает не только знания об истории страны, но и показывает многообразие ее регионов. Россия — очень большая, многонациональная страна, у каждого региона есть своя самобытная культура и история, которая, тем не менее, вплетена в национально-исторический контекст.
— Школа будет проходить одновременно по нескольким трекам?
— В этом году помимо общих глобальных тем по истории России, которые будут представлять ведущие лекторы Российского исторического общества, будет два трека, посвященных истории нашего региона. На треке «Русский Север — историко-этнографическое наследие в истории России» участники школы погрузятся в историю Русского Севера. Это очень интересное историко-географическое и культурное пространство, где создавалась особая субкультура. Мы планируем рассказать о богатстве истории Русского Севера и об освоении северных территорий поморами, русскими жителями Беломорья. Второй «региональный» аспект будет связан с Арктической зоной Российской Федерации. Это история открытия и освоения Арктики в целом, начиная с народного освоения, где большую роль сыграли поморы, история арктических экспедиций XVIII-XXI века, включая советский период, и современное освоение Арктики.
Помимо «региональных» треков в программу школы включены направления федерального уровня. Один из треков посвящен Великой Отечественной войне, где также будут обсуждаться этапы войны на Севере. Участникам следующего трека покажут палитру российской культуры и ее особенность в историко-культурном измерении. И еще одно важнейшее направление МИШ связано с модернизацией нашей страны. Россия в течение последних трех веков переживала серию модернизаций, которые давали качественно новый облик нашему государству и позволяли ему очень интенсивно развиваться. На этом треке также будут представлены интересные лекции, посвященные модернизации Севера России, потому что образ Севера менялся очень сильно даже в течение одного столетия.
— Участников V Международной исторической школы ждет не только интереснейший лекторий, но и конкурс проектов. К чему готовится ребятам?
— Да, программа школы будут включать в себя не только лекторий, будет также очень насыщенная культурная составляющая. Мы включаем ее в архитектуру программы так, чтобы ребята могли не только в аудиториях услышать лекции, но погрузиться в контекст истории. Если мы говорим о треке, связанном с культурой, то это лекции в музеях, посещение знаковых историко-культурных пространств. Например, запланировано посещение университетской верфи, чтобы участники МИШ могли получить представление, как строились поморские кочи. Важно иметь не только абстрактные образы из книг, но и материализовать их. Вторая очень важная составляющая нашей школы — это проектная работа. Ребята в командах будут создавать креативные просветительские проекты, посвященные популяризации истории. Это могут быть виртуальные проекты, книжные инициативы, квесты и многое-многое другое. Команды, которые предложат два лучших проекта, получат финансирование на реализацию этих инициатив.
— Интерес к школе большой, что продемонстрировало количество заявок на участие. Когда будет известен финальный список участников?
— Да, конкурс был очень высокий, на 150 мест поступило более 790 заявок от студентов, представляющих 48 стран и 212 вузов. То есть на одно место в каждом треке претендовало по 6-7 человек. Комиссии было очень сложно принимать решения, все заявки были интересны. Но в итоге мы выбрали 150 человек, представляющих 37 стран и обучающихся в 74 вузах. Окончательные списки появятся уже на следующей неделе, сейчас подтверждается участие отобранных студентов.
Хочу подчеркнуть, что V Международная историческая школа — это интересный проект, который не только просвещает широкую аудиторию и молодых историков из-за рубежа и России, но и вовлекает их в процесс конструирования истории, формирования новых концептов и идей в рамках проектной деятельности. Очень здорово, что мы реализуем ее здесь, в Архангельске, показывая роль и значение Русского Севера, Архангельской области в истории Арктического региона и страны в целом.