Пять треков, лекторий, проекты и культурная программа

Пять треков V Международной исторической школы

150 студентов, представляющих 37 стран и обучающихся в 65 вузах, примут участие в V Международной исторической школы, которая пройдет на базе Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова с 24 по 28 апреля. Программа школы пройдет по пяти трекам, о которых в этом материале расскажут их кураторы. 

Несколько треков — «Модернизация в истории России XVIII — начала XX века», «История Великой Отечественной войны», «История российской культуры» — отражают общие глобальные темы по истории России.

— В рамках работы трека «Модернизация в истории России XVIII — начала XX века» участники обсудят проблему начального этапа модернизации в России, а также обратят внимание на то, какие особенности российского общества действительно способствовали, а какие мешали процессам модернизации, — рассказывает о треке его куратор, доцент кафедры отечественной истории САФУ Ольга Санковская. — Эксперты трека выступят перед участниками с лекциями о мифах и реальностях, связанных с постижением истории, поговорят о специфике процессов модернизации на окраинах Российской Империи, расскажут о создании и становлении органов госбезопасности в Советской России, о проблеме эпидемий и голода в истории России, а также об особенностях советской модели модернизации.

Тематика лекций трека «История Великой Отечественной войны» будет охватывать различные аспекты исследований: битва за Ленинград, дети войны, геноцид русского народа, ленд-лиз и партизанское движение на Европейском Севере. Кроме того, как отмечает куратор трека, заведующая кафедрой всеобщей истории САФУ Оксана Зарецкая, участники школы узнают, являются ли видеоигры инструментом для формирования коллективных представлений о событиях прошлого, настоящего и будущего.

— Российская культура как объект исследования в настоящее время превратилась в междисциплинарное поле для представителей различных наук. Это открывает, с одной стороны, новые возможности для изучения, с другой, вызывает сложности методологического плана, так как специалисты разных дисциплин говорят на «разных» языках. В связи с этим для целостного представления о культурном наследии России требуется наладить диалог ученых исследовательских, учебных, архивных и музейных центров и учреждений, — уверена куратор трека «История российской культуры», доцент кафедры всеобщей истории САФУ Елена Колебакина. — Наш трек будет посвящен разнообразным аспектам российской культуры прошлого и настоящего. Участникам будет предложено знакомство с отдельными аспектами, связанными как с различными видами искусства (архитектурой, живописью, литературой), так и с разнообразными формами сохранения историко-культурного наследия средствами библиотек и музеев.

Еще два трека будут посвящены истории Русского Севера. Арктика уже не одно столетие привлекает человека, ведь этот регион неотъемлемая часть идентичности нашей страны как северного, арктического государства. В российской Арктике проживают представители 18 коренных малочисленных народов, которые уже много веков назад освоили удаленные северные окраины России и составляют ее этнокультурное и языковое разнообразие.

— Лекторы трека «История открытия и освоения Арктики» расскажут о героических экспедициях прошлого, технологиях, которые позволили человеку выжить в суровых условиях, важнейших проектах освоения региона в имперскую и советскую эпохи, взаимоотношениях России с другими государствами, — рассказывает куратор трека, директор Института стратегического развития Арктики САФУ Александр Сабуров.

Трек «Русский Север: культурно-историческое наследие региона в истории страны» рассмотрит регион в истории страны с точки зрения проблем изучения и преподавания, в контексте соседства малой нации и империи XVIII-XIX веков, а также в эпоху военных потрясений этого периода. Кроме того, добавляет куратор трека, и.о. заведующей кафедрой отечественной истории САФУ Татьяна Тетеревлева, лекторы расскажут об образе Севера в национальной культуре XIX — XX веков, проведя сравнительный анализ стран Арктического региона, а также об особом округе Архангельска — Соломбале как корабельной стороне Архангельского Севера.

Насыщенная культурная составляющая включена в архитектуру программы так, чтобы участники школы могли не только в аудиториях услышать лекции, но погрузиться в контекст истории. Например, в рамках трека «Русский Север: культурно-историческое наследие региона в истории страны» запланирован визит на университетскую верфь «Поморская шхуна» и в Археологический музей САФУ. Участники трека «История российской культуры» посетят Усадебный дом Е.К. Плотниковой, а студенты трека, посвященного истории открытия и освоения Арктики, побывают в визит-центре Национального парка «Русская Арктика». Также все участники школы познакомятся с деревянным зодчеством и народным искусством северных районов в Музее-заповеднике «Малые Корелы».

12.04.2023

Возврат к списку