Продолжается лекторий V Международной исторической школы
Во второй день работы V Международной исторической школы эксперты выступили с лекциями на разных площадках Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Лекторий треков «История Великой Отечественной войны» и «Модернизация в истории России XVIII — начала XXI вв.» состоялся в IT-Парке «Цифровая Арктика». Эксперты трека «История открытия и освоения Арктики» работали в главном корпусе САФУ.
Лекторий трека «История Великой Отечественной войны» стартовал с лекции «Битва за Ленинград 1941-1944 годы: основные направления исследований», которую прочитал профессор, заведующий кафедрой новейшей истории России Института истории СПбГУ Михаил Ходяков.
— 872 дня длилась блокада. Если вы сейчас в памяти полистаете какие-то странички, известные вам из военной истории, наверное, не без труда найдете какие-то битвы, которые были бы столь продолжительны, как Ленинградская битва, — обратился к студентам в начале своей лекции Михаил Ходяков.
Профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Борис Ковалев начал свою лекцию «Дети войны. Между героизмом и предательством» с эмоционального рассказа о том, что пережили его родители во время Великой Отечественной войны.
— Фотографии моего отца в детстве у меня нет. Он родился под Донецком, в городе Макеевка, мой родной дедушка погиб в 1941 году в боях под Киевом, и все детство моего отца — это оккупация. И первое детское воспоминание моего отца — это голод, — рассказывал Борис Ковалев, погружая слушателей в контекст своей лекции.
Ответ на вопрос «Видеоигры — инструмент формирования коллективных представлений о событиях прошлого, настоящего и будущего?» вместе с участниками V Международной исторической школы искал доцент кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Белов. Лекция получилась очень дискуссионная, студенты, неплохо зная специфику видеоигр, приводили много своих примеров.
На треке «Модернизация в истории России XVIII — начала XXI веков» первую лекцию прочитал директор Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарёва (Саранск), член-корреспондент РАН Николай Арсентьев.
— То, что отличается от настоящего, фактически и есть прошлое. Сейчас история стала частью нашего настоящего, и даже трудно сказать, сколько процентов занимает прошлое. Я бы сказал, что большая часть того, что определяет нашу жизнь, — это прошлое. Поэтому прошлое буквально вписано в нашу современность, — отметил Николай Михайлович, рассказывая о постижении Истории на основе мифов и реальности.
Лекторий этого трека продолжил ученый секретарь Центра экономической истории Института российской истории РАН Олег Мозохин с лекцией «Создание и становление органов госбезопасности — важнейшей основы советской государственности». Об эпидемии и голоде в истории России рассказал слушателям V Международной исторической школы руководитель Центра экономической истории Института российской истории РАН Виктор Кондрашин.
Трек «История открытия и освоения Арктики» в это же время проходил в главном корпусе САФУ. Тему открытия белых пятен с акцентом на научные экспедиции XVIII — начала ХХ века раскрыл ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Федор Романенко. Начальник отдела сохранения историко-культурного наследия Национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов рассказал о технологиях, покоривших Арктику. Лекторий в рамках этого трека во второй день работы V Международной исторической школы завершила доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории САФУ имени М.В. Ломоносова Оксана Зарецкая, представив ассиметричное соседство на Крайнем Севере на примере российско-шведско/норвежских отношений в Арктике XIX — начала XX веков.
Во второй половине дня участники V Международной исторической школы сосредоточились на проектной деятельности. Они готовятся к финальной защите своих инициатив, которая состоится в заключительный день работы школы 28 апреля.